Что такое файл подкачки и для чего он нужен. Файл подкачки: Какой размер выбрать, как увеличить и изменить файл подкачки в Windows

С понятием физической памяти на компьютере знаком любой пользователь, таковой может служить встроенный или съёмный жесткий диск, на который записываются обрабатываемые данные. Современные жёсткие диски надёжны и долговечны, но у них есть один существенный недостаток – невысокая скорость чтения/записи. Поэтому помимо физической памяти все компьютеры оснащены этаким посредником между физическим диском и процессором – оперативной памятью или иначе ОЗУ, обладающей куда более высокой скоростью, чем любой HDD или SSD-диск.

Что такое файл подкачки и для чего он нужен

Впрочем, есть свои недостатки и у ОЗУ, из которых самым существенным на сегодняшний день является её относительно небольшой объём. А ведь помимо процессов самой системы, в неё записываются процессы всех пользовательских приложений, нередко очень требовательных к аппаратным ресурсам. И когда пользователь запускает программы, суммарный объём требуемой им памяти может превысить объём имеющейся на борту ОЗУ. В таком случае наблюдается резкое падение производительности вплоть до зависания отдельных программ или даже падения системы в BSOD.

Чтобы снизить риск развития такого малоприятного сценария, разработчиками был создан специальный файл, в которой система сбрасывает не помещающиеся в ОЗУ данные, а потом, когда часть оперативки освободится, возвращает их обратно. Называется он файл подкачки, в Windows 7/10 его также нередко называют виртуальной памятью или страничным файлом. Чтобы подробно объяснить принципы его работы, потребовалось бы прочесть целую лекцию, мы же ограничимся таким кратким пояснением: главная задача файла подкачки – обеспечение наилучшей производительности работы системы и программ в условиях повышенной нагрузки на оперативную память.

Как включить файл подкачки и какой должен быть его размер

Итак, что такое файл подкачки и для чего он необходим, надеемся, вам более или менее понятно, теперь самое время перейти к более сложной и интересное теме, а именно его настройке. По правде говоря, файл подкачки в Windows не нуждается в особой конфигурации за исключением некоторых частных случаев. Операционная система сама его создает и сама же определяет его размер исходя из физических и программных параметров компьютера. По умолчанию располагается этот файл в корне диска C, носит системное имя pagefile.sys и, как многие системные объекты, изменение которых без особой нужды нежелательно, является скрытым. Так что если вы хотите его увидеть, снимите в параметрах папок галку «Скрывать защищённые системные файлы».

Если файл подкачки есть в корне системного диска, скорее всего, он у вас включён. Чтобы убедиться в этом окончательно, откройте командой systempropertiesperformance «Параметры быстродействия».

Далее переключитесь на вкладку «Дополнительно» и найдите блок «Виртуальная память», где будет указан текущий размер файла подкачки. Если вдруг он окажется отключённым (размер 0), настоятельно советуем его включить. Нажмите в окне параметров быстродействия кнопку «Изменить», установите в следующем окошке галку в чекбоксе «Автоматически выбирать объем файла подкачки», включите радиокнопку «По выбору системы» и сохраните настройки.

Вот так просто поставить файл подкачки на Windows 7/10, но это что касается настроек по умолчанию. Вы можете задать собственный размер страничного файла, отключив автоматический выбор объёма и активировав радиокнопку «Указать размер». Несмотря на более чем достаточный опыт айтишников, однозначного мнения насчёт оптимального размера файла подкачки не существует. Традиционно считается, что его объём должен быть как минимум равен объему ОЗУ, но это очень приблизительно, хотя бы по той причине, что своп является динамическим и может увеличиваться по требованию операционной системы.

Итак, сколько ставить файл подкачки в Windows 7/10, если речь идет о его ручной настройке? Зависит это прежде всего от объёма оперативной памяти, разрядность системы не играет в данном случае принципиальной роли. Учитывая индивидуальность ПК, для расчёта размера виртуальной памяти предлагаем воспользоваться следующим методом. Запустив на ПК как можно больше программ, вкладок в браузере и т.д., откройте Диспетчер задач, перейдите на вкладку «Производительность» и запишите задействованный объем ОЗУ.

Полученное число умножьте на 2 и вычтите из результата реальный объём оперативной памяти. Итоговое значение будет равно рекомендуемому объёму страничного файла.

А вообще, чем меньше на ПК ОЗУ, тем больше должен быть своп. Так что если вы до сих пор сомневаетесь, как правильно настроить файл подкачки, воспользуйтесь данными этой таблицы, предложенной опытными системными администраторами:

Следует, однако, понимать, что приведенные здесь цифры также являются средними. Имеются примеры, когда файл подкачки необходим даже при наличии на ПК 16 и более Гб ОЗУ (таково требование некоторых программ). Также если вы имеете привычку оставлять много программ в фоне, рекомендуется увеличить размер файла подкачки на 20-30 процентов от приведенных выше значений. С другой стороны, если на вашем компьютере имеется достаточно памяти, вы не запускаете «тяжелых» программ, не замечаете снижения производительности, увеличивать его не стоит. Три гигабайта файла подкачки для 4/8 Гб ОЗУ вполне должно хватить для работы без «тормозов», чрезмерное же увеличение не только не ускорит систему, но, скорее, напротив, замедлит её, так как Windows придётся обращаться чаще не к оперативной памяти, а к более медленному файлу подкачки.

В каких случаях необходимо увеличить размер файла

С вопросом, какой размер файла подкачки установить, будем считать, что разобрались, теперь вкратце рассмотрим случаи, когда его необходимо увеличить. Вкратце, потому что основных причин всего две – ощутимое снижение производительности при запуске большого числа программ и появление ошибки «На компьютере недостаточно памяти».

Бывает и такое, что программа или игра при запуске требует наличия файла подкачки определенного размера. О том, как увеличить файл подкачки в Windows 7/10, теоретически было сказано выше, практически это выглядит следующим образом.

Предположим, что объём виртуальной памяти у нас установлен по выбору системы и нам нужно его увеличить. С помощью команды systempropertiesperformance заходим в параметры быстродействия, жмем изменить виртуальную память, снимаем галку автоматического определения размера файла подкачки системой и указываем собственный размер. С исходным и максимальным размерами можно не заморачиваться, выставляем в обоих полях одинаковые значения, жмём «Задать», сохраняем настройки и перезагружаем компьютер. Вот так просто изменить размер файла подкачки Windows.

Использование файла подкачки на SSD

Об использовании ФП на SSD-дисках следует сказать отдельно. Существует мнение, что на твердотельных накопителях файл подкачки не нужен, так как они, во-первых, и так достаточно быстры, во-вторых, многократная запись данных сокращает срок службы диска. Оба эти утверждения неверны. Какими бы ни были быстрыми SSD, они всё равно значительно уступают в плане пропускной способности ОЗУ и, если последней в определённый момент окажется недостаточно, пользователь немедленно ощутит снижения производительности системы.

К тому же объём записываемых в ФП данных на SSD не настолько велик, чтобы исчерпать ресурсы ячеек памяти (на это понадобятся многие годы). Более того, характеристики производительности SSD и основные модели использования файла подкачки как нельзя лучше подходят друг к другу, поэтому если на вашем компьютере имеется два диска и один из них SSD, то размещать файл подкачки рекомендуется именно на нём, как на самом быстром! К тому же не забывайте, что отключение ФП приведёт к невозможности диагностики критических ошибок в системе (создания дампа аварийной копии памяти).

Итак, нужен ли файл подкачки на SSD? С большей долей уверенности можно сказать что да, даже если система не включила его при установке. Исключение составляют ПК с очень большим объёмом ОЗУ (16 Гб и выше), но и тут не всегда всё так однозначно. Что касается продления жизни SSD посредством отключения/переноса ФП, здесь есть своя доля правды, так как практика использования твердотельных накопителей со всей очевидностью показала, что срок их службы напрямую зависит от приходящейся на них нагрузки.

Волноваться по этому поводу, однако, не стоит. При наличии на ПК достаточного объема ОЗУ файл подкачки на SSD будет использоваться минимально, к тому же существует много других и при этом более весомых факторов, влияющих на срок службы SDD, среди которых следует отметить дефрагментацию, гибернацию, TRIM, индексирование и другие функции.

Ну что же, надеемся, с вопросом, зачем нужен файл подкачки, мы разобрались. Конечно, в его использовании существует ещё немало тонкостей. Например, есть такие моменты, как перенос ФП с системного HDD на пользовательский, разделение, автоматическая очистка, использование специальных утилит для настройки, но это уже тема для отдельной статьи.

Файл подкачки

Виртуа́льная па́мять - схема адресации памяти компьютера , при которой память представляется программному обеспечению непрерывной и однородной, в то время как в реальности для фактического хранения данных используются отдельные (разрывные) области различных видов памяти, включая кратковременную (оперативную) и долговременную (жёсткие диски, твёрдотельные накопители).

В случае расположения данных на внешних запоминающих устройствах память может быть представлена, например, специальным разделом на жёстком диске (partition) или отдельным файлом на обычном разделе диска.

Страничная организация виртуальной памяти

В большинстве современных операционных систем виртуальная память организуется с помощью страничной адресации. Оперативная память делится на страницы: области памяти фиксированной длины (например, 4096 байт), которые являются минимальной единицей выделяемой памяти (то есть даже запрос на 1 байт от приложения приведёт к выделению ему страницы памяти). Процесс обращается к памяти с помощью адреса виртуальной памяти, который содержит в себе номер страницы и смещение внутри страницы. Операционная система преобразует виртуальный адрес в физический, при необходимости подгружая страницу с жёсткого диска в оперативную память. При запросе на выделение памяти операционная система может «сбросить» на жёсткий диск страницы, к которым давно не было обращений. Критические данные (например, код запущенных и работающих программ, код и память ядра системы) обычно находятся в оперативной памяти (исключения существуют, однако они не касаются той части, которая отвечает за использование файла подкачки).

В семействе операционных систем Microsoft Windows место для хранения страниц на жёстких дисках должно быть выделено заранее. Пользователь может положиться на автоматический механизм или самостоятельно указать размер области виртуальной памяти на каждом из разделов диска. На указанных разделах операционной системой создаётся файл pagefile.sys требуемого размера, который и хранит «сброшенные» из оперативной памяти страницы.

Сегментная организация виртуальной памяти

Механизм организации виртуальной памяти, при котором виртуальное пространство делится на части произвольного размера - сегменты. Этот механизм позволяет, к примеру, разбить данные процесса на логические блоки. Для каждого сегмента, как и для страницы, могут быть назначены права доступа к нему пользователя и его процессов. При загрузке процесса часть сегментов помещается в оперативную память (при этом для каждого из этих сегментов операционная система подыскивает подходящий участок свободной памяти), а часть сегментов размещается в дисковой памяти. Сегменты одной программы могут занимать в оперативной памяти несмежные участки. Во время загрузки система создает таблицу сегментов процесса (аналогичную таблице страниц), в которой для каждого сегмента указывается начальный физический адрес сегмента в оперативной памяти, размер сегмента, правила доступа, признак модификации, признак обращения к данному сегменту за последний интервал времени и некоторая другая информация. Если виртуальные адресные пространства нескольких процессов включают один и тот же сегмент, то в таблицах сегментов этих процессов делаются ссылки на один и тот же участок оперативной памяти, в который данный сегмент загружается в единственном экземпляре. Система с сегментной организацией функционирует аналогично системе со страничной организацией: время от времени происходят прерывания, связанные с отсутствием нужных сегментов в памяти, при необходимости освобождения памяти некоторые сегменты выгружаются, при каждом обращении к оперативной памяти выполняется преобразование виртуального адреса в физический. Кроме того, при обращении к памяти проверяется, разрешен ли доступ требуемого типа к данному сегменту.

Виртуальный адрес при сегментной организации памяти может быть представлен парой (g, s), где g - номер сегмента, а s - смещение в сегменте. Физический адрес получается путем сложения начального физического адреса сегмента, найденного в таблице сегментов по номеру g, и смещения s.

Недостатком данного метода распределения памяти является фрагментация на уровне сегментов и более медленное по сравнению со страничной организацией преобразование адреса.

Свопинг

Один из механизмов реализации виртуальной памяти, при котором отдельные запущенные процессы (обычно неактивные) перемещаются из ОЗУ на жёсткий диск , освобождая ОЗУ для загрузки других процессов. Основное отличие этого механизма от страничного заключается в том, что процессы перемещаются между ОЗУ и жестким диском целиком, поэтому иногда некоторые процессы могут полностью отсутствовать в ОЗУ. При наступлении условий активизации процесса он возвращается диспетчером памяти в ОЗУ. Существуют различные алгоритмы выбора процессов на загрузку и выгрузку, а также различные способы выделения оперативной и дисковой памяти загружаемому процессу.

Фрагментация файла подкачки

В процессе работы файл (раздел диска, или файл на разделе) подкачки может стать фрагментированым, то есть непрерывные виртуальные области памяти будут состоять из многочисленных отдельных (разрывных) областей в файле подкачки. При считывании и записи данных страниц много времени будет уходить на перепозиционирование головок жёсткого диска на начало очередной области. Это может привести к падению производительности всей системы.

Использование свопинга особенно эффективно, если запущено много интерактивных приложений, которые потребляют большой объем ОЗУ, но при этом практически не занимают процессорное время .

Методики эффективной организации файла подкачки

Дополнительные сведения

Из файла (раздела) подкачки зачастую можно извлечь конфиденциальную информацию, используемую при работе вычислительной системы. Поэтому при работе с секретными данными обычно производится очистка swap - например, с помощью утилиты sswap из комплекта secure remove.

Алгоритмы определения устаревших страниц

При выделении места для новой страницы бывает необходимо удалить какую-либо страницу, в данный момент находящуюся в памяти. Правила замещения страниц служат для принятия решения о том, какую именно страницу следует удалить из памяти. Идеальным кандидатом является «мёртвая» страница, которая больше не потребуется кому-либо (например, относится к завершённому процессу). Если же таких страниц нет в памяти (или их количества недостаточно), используется правило локального или глобального замещения страниц:

  • Правило локального замещения выделяет каждому процессу или группе взаимосвязанных процессов определённое количество страниц. Если процессу нужна новая страница, он должен заменить одну из собственных.
  • Правило глобального замещения страниц позволяет брать страницы любого процесса, используя глобальные критерии выбора. Для реализации данного подхода необходимо выбрать критерий, по которому будет приниматься решение о страницах, хранимых в памяти.

Наиболее часто используемые критерии поиска:

  • Less Recently Used. Удаляются те страницы, доступ к которым производился наиболее давно. Считается, что в последующем к таким страницам будет происходить минимум обращений.
  • Last Recently Used. Удаляются недавно освободившиеся страницы. Подразумеваются страницы только что завершившихся процессов.

Недостатки

В случае расположения данных виртуальной памяти на внешних запоминающих устройствах (например, жестких дисках), как чаще всего и происходит - доступ к памяти замедляется (по сравнению с оперативными запоминающими устройствами).

Операционные системы

Реализация хранения виртуальных данных в различных операционных системах различается в силу архитектурных особенностей ядра операционных систем и их файловых систем.

Unix-подобные

Microsoft Windows и Windows NT

Область жёсткого диска, предназначенная для свопинга, располагается в отдельном файле, который называется файл подкачки , своп-файл (от англ. swap file ). Он называется pagefile.sys и по умолчанию создаётся системой в корневом каталоге диска C: . В дальнейшем пользователь может управлять размером и размещением файла подкачки, например, используя Панель управления , пункт Система .

В Windows 9x файл подкачки называется win386.swp и располагается в каталоге Windows. Однако правкой файла System.INI его можно перенести в корневой каталог для последующего совместного использования с Windows NT.

См. также

Примечания

Литература

Вахалия Ю. UNIX изнутри. - СПб.: Питер, 2003. С.844. ISBN 5-94723-013-5

Иртегов Д. Введение в операционные системы. СПб.: Питер, 2002.

Файл подкачки – это область винчестере компьютера (скрытый системный файл), используемая для компенсации нехватки объема ОЗУ. Операционная система временно помещает туда фрагменты программ и служб, которые используются в конкретный момент. Данные помещаются и извлекаются из фала подкачки по мере необходимости.

Использование файла подкачки сказывается на скорости работы приложения. Перемещение данных в ОЗУ и обратно происходит на порядок быстрее, нежели обмен с жестким. К тому же, частое использование файла подкачки чревато фрагментацией данных. Поэтому эффективнее наращивать количество памяти ОЗУ, чем .

Настройка области подкачки

При невозможности физически нарастить объем ОЗУ или для отключения файла подкачки потребуется открыть его настройки. Чтобы открыть настройки потребуется кликнуть по иконке «Компьютер» правой клавишей. В меню появится пункт «Свойства».

Во вкладке «Дополнительно» будет блок «Быстродействие», здесь нужно нажать на кнопку «Параметры».

После этого откроется окно «Параметры быстродействия». Здесь на вкладке «Дополнительно» будет блок «Виртуальная память» с кнопкой «Изменить».

После нажатия на кнопку «Изменить» откроется окно для настройки файла подкачки. Альтернативный вариант доступа к настройкам состоит в , в которой будет пункт «Система». Дальше действия точно такие же, как после открытия «Свойств» через иконку «Компьютер».

Здесь будет произведена настройка. В процессе настройки появится предупреждение о том, что подобные параметры могут менять только специалисты. Но обращать внимание на них не нужно.

Есть несколько важных пунктов, которым должен соответствовать этот файл:

  • его размер следует задавать в полтора-два раза больше, чем объем имеющейся ОЗУ;
  • самый малый и максимальные размеры подкачки обязательно должны совпасть.
  • если у вас в системе несколько дисков, то размещать файл подкачки нужно на самом быстром из них;

При наличии достаточного количества памяти в ОЗУ файл подкачки можно и вовсе отключить. Для этого понадобится иметь «на борту» не менее 6 Гб в ОЗУ. Кроме того, существует возможность автоматического определения размера файла подкачки. Для этого нужно только выбрать соответствующий пункт в окне с настройками файла подкачки.

Применение изменений произойдет после нажатия кнопок «ОК» и «Применить». После этого рекомендуется перезагрузить компьютер. Делать это не обязательно, но нужно помнить, что изменения будут действовать после перезагрузки.

Наверняка каждый пользователь сталкивался с ситуацией, когда компьютеру для нормальной работы не хватает оперативной памяти, вследствие чего операционная система обращается за помощью к так называемой виртуальной памяти, чтобы восполнить данную нехватку. О том, что такое виртуальная память, и как ее увеличить и читайте в данной статье.

0. Виртуальная память, что это такое?

Под понятием виртуальная память следует понимать сочетание памяти временного хранилища и оперативного запоминающего устройства (ОЗУ) на жестком диске (винчестере).

В том случае, когда все работающие на компьютере программы полностью занимают ОЗУ, оперативная память захватывает часть пространства на винчестере и создает там, так называемый, файл подкачки . Сразу же после перемещения информационных данных в этот файл, оперативная память освобождается. Этого достаточно для выполнения операций. Программы не «видят» разницы между виртуальной и оперативной памятью, единственным отличием является то, что настоящая оперативная память может обеспечивать значительно меньшее время доступа, нежели виртуальная.

1. Влияние ОЗУ на скорость работы программ

Скорость работы всех программ во многом зависит от объема оперативной памяти, проще говоря, чем больше объем ОЗУ, установленного в компьютере, тем быстрее эти программы работают. Если вследствие нехватки оперативной памяти работа компьютера замедляется, то ее следует восполнить путем увеличения размера виртуальной памяти на винчестере. Однако здесь следует учитывать, что данные с ОЗУ считываются быстрее, нежели с жесткого диска. Потому предпочтительнее будет добавить ОЗУ.

2. Увеличение виртуальной памяти

Если всплывает окно с сообщением об ошибках, вызванных недостаточным размером виртуальной памяти, следует выполнить одно из двух действий, либо увеличить размер файла подкачки, либо добавить ОЗУ.

Как правило, операционная система автоматически меняет размер файла подкачки. Однако если размер этого файла все же недостаточный для правильной работы компьютера, то его можно увеличить вручную.

Чтобы это осуществить, необходимо выполнить следующие действия:

В Windows XP : Необходимо правой кнопкой мышки щелкнуть на значок «Мой компьютер » после чего перейти по пункту «Свойства ».

В Windows Vista и старше : Перейдем в «Панель управления » — «Система и безопасность » — «Система » — «Дополнительные параметры системы »

Откроется окно «Свойства системы ». Перейдем на вкладку «Дополнительно » и нажмем «Параметры » быстродействия.

Откроется окошко, в котором нужно выбрать вкладку «Дополнительно », затем нажать «Изменить » в группе «Виртуальная память ».

Снимем флаг «Автоматически выбирать объем файла подкачки » и, выбрав диск, с которого будет осуществляться подкачка файла, устанавливаем значения исходного и максимального размеров виртуальной памяти. Необходимо в исходный размер записать рекомендуемое число, а в максимальном размере установить большое значение, например число 7000. После этого нажать на кнопку «Задать ».

После этого следует принять все изменения, нажав в каждом окне кнопку «Ок » и перезагрузить компьютер.

Помогла ли Вам данная статья?

Многие пользователи компьютеров сталкивались с виртуальной памятью, но не все знают, зачем нужен файл подкачки. У файла подкачки pagefile.sys множество названий: одни именуют его swap-файлом, другие – виртуальной памятью. Постараемся разобраться в том, что такое файл подкачки, где он находится и для чего предназначается.

Файл подкачки имеется в каждой Windows. Операционная система формирует его автоматически и размещает в корне локального диска, на котором установлена Windows. Обычно свап-файл можно найти по адресу C:/pagefile.sys. Объем файла подкачки по умолчанию равен объему установленной в компьютер оперативной памяти. Но в последних версиях Windows объем виртуальной памяти может изменяться в зависимости от потребностей операционной системы.

Что такое файл подкачки и зачем он нужен? По сути, файл подкачки – это не что иное, как некое «продолжение» оперативной памяти компьютера. Принцип действия виртуальной памяти прост: все процессы и приложения, запущенные на компьютере, хранятся в оперативной памяти. Когда системе не хватает оперативки, она перемещает неиспользуемые процессы и приложения в виртуальную память, тем самым освобождая место в оперативной памяти для активных процессов. Если же приложение активируется, то оно вновь перемещается из файла подкачки в оперативку и используется по назначению. Таким образом, файл подкачки нужен для непрерывной работы системы. При отключенном файле подкачки нередко можно увидеть сообщения системы о том, что оперативной памяти не хватает для решения поставленных задач.

Несомненно, работа системы с файлом подкачки сказывается на ее быстродействии. Многие пользователи компьютеров с большим объемом оперативной памяти и вовсе отключают свап-файл, так как система, по сути, не будет его использовать, ибо оперативки в компьютере предостаточно.

Учитывая тот факт, что цена на оперативную память за последние годы снизилась в несколько раз, файл подкачки в Windows для большинства пользователей не актуален. Вследствие чего, если в вашем компьютере установлено более 4 гигабайт оперативной памяти, вы можете отключить виртуальную память, тем самым сэкономив место на диске С. Правда, отключать файл подкачки не стоит пользователям, которые занимаются видеомонтажом.

Итак, чтобы отключить файл подкачки, кликаем одновременно на клавиатуре кнопки «Windows» и латинскую букву «E». Переходим по ссылке «Свойства системы».

Во вкладке «Дополнительно» выбираем первую кнопку «Параметры» (под описанием быстродействия).

Переходим во вкладку «Дополнительно» и кликаем кнопку «Изменить».

Перемещаем триггер на пункт «Без файла подкачки» и жмем кнопку «Задать».

Соглашаемся с тем, что отладочные данные не будут записаны, кликом по кнопке «Да».

После чего закрываем все вкладки, кликая везде «ОК» и «Применить», и перезагружаем компьютер.

После перезагрузки на диске С освободится место, а система начнет работать быстрее. Если же вы сомневаетесь в том, что отключение файла подкачки пойдет на пользу вашей Windows, то отметьте галочкой пункт «Автоматически выбирать объем файла подкачки» во вкладке «Виртуальная память». Более подробно о виртуальной памяти рассказано в этом ролике: