Спецификации отдельных компонент программного модуля. ПМ.01

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
«Разработка программных
модулей программного
обеспечения для компьютерных
систем»

МДК

Системное программирование
Прикладное программирование

Цели и задачи модуля

знать:
основные этапы разработки программного
обеспечения;
основные принципы технологии структурного
и объектно-ориентированного
программирования;
основные принципы отладки и тестирования
программных продуктов;
методы и средства разработки технической
документации.

Цели и задачи модуля

уметь:
осуществлять разработку кода программного
модуля на современных языках программирования;
создавать программу по разработанному алгоритму
как отдельный модуль;
выполнять отладку и тестирование программы на
уровне модуля;
оформлять документацию на программные
средства;
использовать инструментальные средства для
автоматизации оформления документации;

Цели и задачи модуля

иметь практический опыт:
разработки алгоритма поставленной задачи и
реализации его средствами
автоматизированного проектирования;
разработки кода программного продукта на
основе готовой спецификации на уровне
модуля;
использования инструментальных средств на
этапе отладки программного продукта;
проведения тестирования программного
модуля по определенному сценарию;

Профессиональные компетенции

ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных
компонент.
ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта
на основе готовых спецификаций на уровне модуля.
ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с
использованием специализированных программных средств.
ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.
ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.
ПК 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической
документации с использованием графических языков
спецификаций.

Междисциплинарные связи

Информатика и ИКТ;
Информационные технологии;
Архитектура компьютерных систем;
Основы программирования;
Операционные системы.

Этапы изучения

Аудиторные занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа
Курсовой проект
Учебная практика
Производственная практика
Квалификационный экзамен (защита
портфолио)

Прикладное программирование

Раздел 1. Основные принципы разработки прикладных программ

Тема 1.1. Основные понятия
прикладного программирования

Вопросы

Классификация программного обеспечения
Жизненный цикл ПО
Этапы разработки программ
Документирование программ

Что такое программирование?

Программирование - в широком смысле
представляет собой все технические
операции, необходимые для создания
программы, включая анализ требований и
все стадии разработки и реализации. В
узком смысле - это кодирование и
тестирование программы в рамках
некоторого конкретного проекта.

Что такое программное обеспечение?

Программное обеспечение (ПО) (software)
- общий термин для обозначения
«неосязаемых» (в отличие от физических)
составных частей вычислительной системы.
В большинстве случаев он относится к
программам, выполняемым
вычислительной системой, чтобы
подчеркнуть их отличие от аппаратных
средств той же системы.

Какие классы программного обеспечения
вы знаете?

системное: операционные системы; драйверы
устройств; различные утилиты;
для разработчиков: среды программирования;
трансляторы и интерпретаторы; CASE-средства;
библиотеки программ;
для конечных пользователей: текстовые
процессоры; электронные таблицы; графические
редакторы; решатели математических задач;
обучающие и контролирующие системы;
компьютерные игры; прикладные программы.

Что представляет собой прикладная
программа?

Прикладная программа (application
program) - любая программа,
способствующая выполнению задачи,
возложенной на ЭВМ в пределах данной
организации, и вносящая прямой вклад в
реализацию этой задачи.

Что можно назвать программной системой?

Программная система представляет
собой набор решений множества
различных, но связанных между собой
задач (ОС, СУБД).
Более узкоспециализированные
программы не называют системами
(редактор текстов, компилятор и т. п.)

Жизненный цикл ПО (software life-cycle) весь период времени существования
системы программного обеспечения,
начиная от выработки первоначальной
концепции этой системы и кончая ее
моральным устареванием

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММ

Системный анализ.
Осуществляется анализ требований, предъявляемых к
программной системе, который проводится на основе
первичного исследования всех потоков информации
при традиционном проведении работ и осуществляется
в следующей последовательности:
а) уточнение видов и последовательности всех работ;
б) определение целей, которые должны быть
достигнуты разрабатываемой программой;
в) выявление аналогов, обеспечивающих достижение
подобных целей, их достоинств и недостатков.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММ

Внешнее специфицирование
Состоит в определении внешних спецификаций, то есть
описаний входной и выходной информации,
форм их представления и способов обработки информации.
Реализуется в следующей последовательности:
а) постановка задачи на разработку новой программы;
б) оценка достигаемых целей разрабатываемого
программного изделия.
Далее, при необходимости, этапы 1-2 могут быть повторены до
достижения удовлетворительного облика программной
системы с описанием выполняемых ею функций и некоторой
ясностью реализации ее функционирования.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММ

Проектирование программы
Проводится комплекс работ по формированию описания программы.
Исходными данными для этой фазы являются требования, изложенные
в спецификации, разработанной на предыдущем этапе. Принимаются
решения, касающиеся способов удовлетворения требований
спецификации. Эта фаза разработки программы делится на два этапа:
а) архитектурное проектирование. Представляет собой разработку
описания программы в самом общем виде. Это описание содержит
сведения о возможных вариантах структурного построения
программного изделия (либо в виде нескольких программ, либо в виде
нескольких частей одной программы), а также об основных
алгоритмах, и структурах данных. Результатом этой работы являются
окончательный вариант архитектуры программной системы,
требования к структуре отдельных программных компонент и
организации файлов для межпрограммного обмена данными;
б) рабочее проектирование. На этом этапе архитектурное описание
программы детализируется до такого уровня, который делает
возможными работы по ее реализации (кодированию и сборке). Для
этого осуществляется составление и проверка спецификаций модулей,
составление описаний логики модулей, составление окончательного
плана реализации программы.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММ

Кодирование и тестирование
Осуществляются для отдельных модулей и
совокупности готовых модулей до
получения готовой программы.
Комплексное тестирование
Разработка эксплуатационной
документации
Приемо-сдаточные и другие виды
испытаний

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММ

Корректировка программ
Проводится по результатам
предшествующих испытаний.
Сдача заказчику
Осуществляется окончательная сдача
программного изделия заказчику.
Тиражирование

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММ

Сопровождение программы
Входят все технические операции, необходимые
для использования данной программы в рабочем
режиме. Осуществляется модификация программы,
внесение исправлений в рабочую документацию,
усовершенствование программы и др.
Вследствие широких масштабов подобных
операций сопровождение является итеративным
процессом, который желательно осуществлять не
столько после, сколько до выпуска программного
изделия для широкого использования.

Вопросы

1. Основные понятия программирования.
Классы программного обеспечения.
2. Жизненный цикл программного
обеспечения
3. Этапы создания программ

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ

Каждая стадия проектирования
завершается составлением
соответствующих документов, поэтому
важным элементом проектирования
программных приложений является
оформление программной документации.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ

Программная спецификация (program
specification) - точное описание того
результата, которого нужно достичь с
помощью программы. Это описание
должно точно устанавливать, что должна
делать программа, не указывая, как она
должна это делать.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ

Для программ, заканчивающих свою работу какимто результатом, обычно составляются
спецификации ввода-вывода, в которых описывают
желаемое отображение множества входных
величин во множество выходных величин.
Для циклических программ (в которых нельзя
указать точку завершения), разрабатывают
спецификации, где основное внимание
сосредоточивается на отдельных функциях,
реализуемых программой в ходе циклических
операций.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ

Первичная спецификация описывает:
объекты, участвующие в задаче (что делает программа
и что делает человек, работающий с этой программой);
процессы и действия (проектные процедуры и действия
человека, алгоритмы решения задачи в машине,
порядок обработки информации, размер оперативной
памяти, требуемый для работы программы);
входные и выходные данные, а также их организацию
(например, сценарий диалога с экранными формами,
организация файлов с указанием длин полей записей и
предельного количества информации в файлах);
инструкции пользования будущей программой.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ

Различают внешнюю программную
документацию, которая согласуется с
заказчиком, и промежуточную
внутреннюю документацию проекта.
При составлении программной
документации сначала разрабатываются
внешние спецификации, а затем -
внутренние.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ

Внешние спецификации включают
спецификации входных и выходных
данных, их организацию, реакции на
исключительные ситуации, определение,
что делает человек (по каким алгоритмам
он работает и откуда берет информацию), а
что машина.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ

Внутренние спецификации включают
описание внутренних данных программы
(переменных, особенно структурированных) и
описания алгоритмов всей программы и ее
частей.
Внутренние спецификации даются в единстве
с описанием архитектуры программного
комплекса и внутренней структурой
построения отдельных программных
компонент.

Домашнее задание

Составить список видов документов для
обеспечения жизненного цикла ПО.

принцип включения, который предусматривает, что
требования к созданию, функционированию и развитию
ПО определяются со стороны более сложной,
включающей его в себя системы;
принцип системного единства, который состоит в том,
что на всех стадиях создания, функционирования и
развития ПО его целостность будет обеспечиваться
связями между подсистемами, а также
функционированием подсистемы управления;
принцип развития, который предусматривает в ПО
возможность его наращивания и совершенствования
компонентов и связей между ними;

ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММ

принцип комплексности, который
заключается в том, что ПО обеспечивает
связанность обработки информации, как
отдельных элементов, так и для всего объема
данных в целом на всех стадиях обработки;
принцип информационного единства, то есть
во всех подсистемах, средствах обеспечения и
компонентах ПО используются единые
термины, символы, условные обозначения и
способы представления;

ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММ

принцип совместимости состоит в том, что
язык, символы, коды и средства программного
обеспечения согласованы, обеспечивают
совместное функционирование всех
подсистем и сохраняют открытой структуру
системы в целом;
принцип инвариантности определяет
инвариантность подсистем и компонентов ПО
к обрабатываемой информации, то есть являются универсальными или типовыми.

Технологии программирования - это
апробированные стратегии создания
программ, которые излагаются в виде методик
с информационными фондами, описаниями
проектных процедур и проектных операций.
Существуют технология структурного
программирования, технология
проектирования программ с рациональной
структурой данных, технология объектноориентированного программирования,
технология визуального программирования.

ТЕХНОЛОГИИ И ПАРАДИГМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Парадигмы программирования (концепции,
системы взглядов) представляют собой разные
подходы к написанию программ.
Существуют четыре основные парадигмы,
которые описывают большинство сегодняшних
методов программирования: императивная,
аппликативная, основанная на системе правил
и объектно-ориентированная.

ТЕХНОЛОГИИ И ПАРАДИГМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Императивная парадигма
Эта модель вытекает из особенностей аппаратной части
стандартного компьютера, выполняющей инструкции
(команды) последовательно.
Основным видом абстракции, используемым в данной
парадигме, являются алгоритмы. На основе ее разработано
множество операторно-ориентированных языков
программирования.
Программа на таком языке состоит из последовательности
операторов, выполнение каждого из которых влечет за собой
изменение значения в одной или нескольких ячейках памяти. В
целом синтаксис такого языка имеет вид:
Оператор_1:
Оператор_2:
...

ТЕХНОЛОГИИ И ПАРАДИГМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Аппликативная парадигма
В основу этой парадигмы положено рассмотрение
функции, которую выполняет программа.
Ставится вопрос: какую функцию необходимо
применить к начальному состоянию машины (путем
выбора начального набора переменных и
комбинирования их определенным образом), чтобы
получить желаемый результат?
Языки, в которых акцентирован именно этот взгляд на
вычисления, называются аппликативными, или
функциональными. Синтаксис такого языка, как
правило, выглядит следующим образом:
Функция_n (... функция_2 (функция_1 (данные))...)

ТЕХНОЛОГИИ И ПАРАДИГМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Парадигма, основанная на системе правил
Языки, основанные на этой парадигме, осуществляют проверку
наличия необходимого разрешающего условия и в случае его
обнаружения выполняют соответствующее действие.
Выполнение программы на подобном языке похоже на
выполнение программы, написанной на императивном языке.
Однако операторы выполняются не в той последовательности, в
которой они определены в программе. Порядок выполнения
определяют разрешающие условия. Синтаксис таких языков
выглядит следующим образом:
разрешающее условие_1 -> действие_1 разрешающее
условие_2 -> действие__2
разрешающее условие_n -> действие _n
Иногда правила записываются в виде «действие if
разрешающее условие», когда выполняемое действие
записывается слева.

ТЕХНОЛОГИИ И ПАРАДИГМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Объектно-ориентированная парадигма
В этой модели строятся сложные объекты данных.
Для операций над ними определяется некоторый
ограниченный набор методов. Создаваемые
объекты могут наследовать свойства более простых
объектов.
Благодаря такой возможности объектноориентированные программы имеют высокую
эффективность, свойственную программам,
написанным на императивных языках. Возможность
разработки различных классов, которые используют
ограниченный набор объектов данных,
обусловливает гибкость и надежность, которые
свойственны аппликативному языку.

Трансляция (компиляция)
Это метод перевода программ, написанных на
языках высокого уровня, в эквивалентные
программы на машинном языке используемого
компьютера.
После этого интерпретатор, встроенный в
аппаратную часть микропроцессора,
непосредственно выполняет оттранслированную в
машинный код программу. Преимущество этого
метода - очень быстрое выполнение программы
после завершения процесса трансляции.

ТРАНСЛЯЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОГРАММ

Транслятор - это языковой процессор, который
воспринимает программы на некотором исходном
языке в качестве входных данных, а на выходе
выдает эквивалентные по своей функциональности
программы, но уже на другом, так называемом
объектном языке (который также может быть
произвольного уровня).
Ассемблер - это транслятор, у которого исходным
языком является символическое представление
машинного кода (ассемблер), а объектным языком
является некая разновидность машинного языка
какого-либо реального компьютера.

ТРАНСЛЯЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОГРАММ

Компилятор - транслятор, для которого исходным
является язык высокого уровня, а его объектный язык
близок к машинному языку реального компьютера. Это
либо язык ассемблера, либо какой-нибудь вариант
машинного языка.
Компоновщик (редактор связей) - это транслятор, у
которого исходный язык состоит из программ на
машинном языке в перемещаемой форме и таблиц
данных, указывающих те точки, в которых
перемещаемый код должен быть модифицирован,
чтобы стать выполняемым. Объектный язык состоит из
готовых к выполнению машинных команд. Задачей
компоновщика является создание единой выполняемой
программы, в которой используются согласованные
адреса, как показано в таблице.

ТРАНСЛЯЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОГРАММ

Препроцессор (макропроцессор) - это
транслятор, исходный язык которого
является расширенной формой какого-либо
языка высокого уровня (например, Java или
C++), а объектный язык - стандартной
версией этого языка. Объектная программа,
созданная препроцессором, готова к
трансляции и выполнению обычными
процессорами исходного стандартного
языка

ТРАНСЛЯЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОГРАММ

Интерпретация (программная имитация)
Это метод, когда при помощи программы
(интерпретатора), выполняемой на
аппаратном компьютере, создается
виртуальный компьютер с машинным языком
высокого уровня. Интерпретатор декодирует и
выполняет каждый оператор программы на
языке высокого уровня в соответствующей
последовательности и производит вывод
результирующих данных, определяемый этой
программой.

ТРАНСЛЯЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОГРАММ

Смешанные системы реализации
Сначала программа транслируется из своей исходной
формы в форму, более удобную для выполнения.
Обычно это делается путем создания нескольких
независимых частей программы, называемых
модулями.
На этапе загрузки эти независимые части объединяются
с набором программ поддержки выполнения,
реализующих программно-моделируемые
(интерпретируемые) операции. Это приводит к
созданию выполняемой формы программы, операторы
которой декодируются и выполняются посредством их
интерпретации.

СРЕДЫ И РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Среда программирования - это совокупность
инструментов, используемых при разработке
программного обеспечения.
Этот набор обычно состоит из файловой
системы, текстового редактора, редактора
связей и компилятора. Дополнительно он
может включать большое количество
инструментальных комплексов с
единообразным интерфейсом пользователя

Задание

Перечислить и охарактеризовать различные
среды программирования.

Переход от неформального к формальному существенно неформален.

Лекция 8.

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ

Порядок разработки программного модуля. Структурное программирование и пошаговая детализация. Понятие о псевдокоде. Контроль программного модуля.

8.1. Порядок разработки программного модуля.

При разработке программного модуля целесообразно придерживаться следующего порядка :

· изучение и проверка спецификации модуля, выбор языка программирования;

· выбор алгоритма и структуры данных;

· программирование (кодирование) модуля;

· шлифовка текста модуля;

· проверка модуля;

· компиляция модуля.

Первый шаг разработки программного модуля в значительной степени представляет собой смежный контроль структуры программы снизу: изучая спецификацию модуля, разработчик должен убедиться, что она ему понятна и достаточна для разработки этого модуля. В завершении этого шага выбирается язык программирования: хотя язык программирования может быть уже предопределен для всего ПС, все же в ряде случаев (если система программирования это допускает) может быть выбран другой язык, более подходящий для реализации данного модуля (например, язык ассемблера).

На втором шаге разработки программного модуля необходимо выяснить, не известны ли уже какие-либо алгоритмы для решения поставленной и или близкой к ней задачи. И если найдется подходящий алгоритм, то целесообразно им воспользоваться. Выбор подходящих структур данных, которые будут использоваться при выполнении модулем своих функций, в значительной степени предопределяет логику и качественные показатели разрабатываемого модуля, поэтому его следует рассматривать как весьма ответственное решение.


На третьем шаге осуществляется построение текста модуля на выбранном языке программирования. Обилие всевозможных деталей, которые должны быть учтены при реализации функций, указанных в спецификации модуля, легко могут привести к созданию весьма запутанного текста, содержащего массу ошибок и неточностей. Искать ошибки в таком модуле и вносить в него требуемые изменения может оказаться весьма трудоемкой задачей. Поэтому весьма важно для построения текста модуля пользоваться технологически обоснованной и практически проверенной дисциплиной программирования. Впервые на это обратил внимание Дейкстра , сформулировав и обосновав основные принципы структурного программирования. На этих принципах базируются многие дисциплины программирования, широко применяемые на практике . Наиболее распространенной является дисциплина пошаговой детализации , которая подробно обсуждается в разделах 8.2 и 8.3.

Следующий шаг разработки модуля связан с приведением текста модуля к завершенному виду в соответствии со спецификацией качества ПС. При программировании модуля разработчик основное внимание уделяет правильности реализации функций модуля, оставляя недоработанными комментарии и допуская некоторые нарушения требований к стилю программы. При шлифовке текста модуля он должен отредактировать имеющиеся в тексте комментарии и, возможно, включить в него дополнительные комментарии с целью обеспечить требуемые примитивы качества . С этой же целью производится редактирование текста программы для выполнения стилистических требований.

Шаг проверки модуля представляет собой ручную проверку внутренней логики модуля до начала его отладки (использующей выполнение его на компьютере), реализует общий принцип, сформулированный для обсуждаемой технологии программирования, о необходимости контроля принимаемых решений на каждом этапе разработки ПС (см. лекцию 3). Методы проверки модуля обсуждаются в разделе 8.4.

И, наконец, последний шаг разработки модуля означает завершение проверки модуля (с помощью компилятора) и переход к процессу отладки модуля.

8.2. Структурное программирование.

При программировании модуля следует иметь в виду, что программа должна быть понятной не только компьютеру, но и человеку: и разработчик модуля, и лица, проверяющие модуль, и тестовики, готовящие тесты для отладки модуля, и сопроводители ПС, осуществляющие требуемые изменения модуля, вынуждены будут многократно разбирать логику работы модуля. В современных языках программирования достаточно средств, чтобы запутать эту логику сколь угодно сильно, тем самым, сделать модуль трудно понимаемым для человека и, как следствие этого, сделать его ненадежным или трудно сопровождаемым. Поэтому необходимо принимать меры для выбора подходящих языковых средств и следовать определенной дисциплине программирования. В связи с этим Дейкстра и предложил строить программу как композицию из нескольких типов управляющих конструкций (структур), которые позволяют сильно повысить понимаемость логики работы программы. Программирование с использованием только таких конструкций назвали структурным .


Рис. 8.1. Основные управляющие конструкции структурного программирования.

Основными конструкциями структурного программирования являются: следование, разветвление и повторение (см. Рис. 8.1). Компонентами этих конструкций являются обобщенные операторы (узлы обработки ) S, S1, S2 и условие (предикат) P. В качестве обобщенного оператора может быть либо простой оператор используемого языка программирования (операторы присваивания, ввода, вывода, обращения к процедуре), либо фрагмент программы, являющийся композицией основных управляющих конструкций структурного программирования. Существенно, что каждая из этих конструкций имеет по управлению только один вход и один выход. Тем самым, и обобщенный оператор имеет только один вход и один выход.

Весьма важно также, что эти конструкции являются уже математическими объектами (что, по существу, и объясняет причину успеха структурного программирования). Доказано, что для каждой неструктурированной программы можно построить функционально эквивалентную (т. е. решающую ту же задачу) структурированную программу. Для структурированных программ можно математически доказывать некоторые свойства, что позволяет обнаруживать в программе некоторые ошибки. Этому вопросу будет посвящена отдельная лекция.

Структурное программирование иногда называют еще "программированием без GO TO". Однако дело здесь не в операторе GO TO, а в его беспорядочном использовании. Очень часто при воплощении структурного программирования на некоторых языках программирования (например, на ФОРТРАНе) оператор перехода (GO TO) используется для реализации структурных конструкций, что не нарушает принципов структурного программирования. Запутывают программу как раз "неструктурные" операторы перехода, особенно переход к оператору, расположенному в тексте модуля выше (раньше) выполняемого оператора перехода. Тем не менее, попытка избежать оператора перехода в некоторых простых случаях может привести к слишком громоздким структурированным программам, что не улучшает их ясность и содержит опасность появления в тексте модуля дополнительных ошибок. Поэтому можно рекомендовать избегать употребления оператора перехода всюду, где это возможно, но не ценой ясности программы .

К полезным случаям использования оператора перехода можно отнести выход из цикла или процедуры по особому условию, "досрочно" прекращающего работу данного цикла или данной процедуры, т. е. завершающего работу некоторой структурной единицы (обобщенного оператора) и тем самым лишь локально нарушающего структурированность программы. Большие трудности (и усложнение структуры) вызывает структурная реализация реакции на возникающие исключительные (часто ошибочные) ситуации, так как при этом требуется не только осуществить досрочный выход из структурной единицы, но и произвести необходимую обработку (исключение) этой ситуации (например, выдачу подходящей диагностической информации). Обработчик исключительной ситуации может находиться на любом уровне структуры программы, а обращение к нему может производиться с разных нижних уровней. Вполне приемлемой с технологической точки зрения является следующая "неструктурная" реализация реакции на исключительные ситуации . Обработчики исключительных ситуаций помещаются в конце той или иной структурной единицы и каждый такой обработчик программируется таким образом, что после окончания своей работы производит выход из той структурной единицы, в конце которой он помещен. Обращение к такому обработчику производится оператором перехода из данной структурной единицы (включая любую вложенную в нее структурную единицу).

8.3. Пошаговая детализация и понятие о псевдокоде.

Структурное программирование дает рекомендации о том, каким должен быть текст модуля. Возникает вопрос, как должен действовать программист, чтобы построить такой текст. Часто программирование модуля начинают с построения его блок-схемы, описывающей в общих чертах логику его работы. Однако современная технология программирования не рекомендует этого делать без подходящей компьютерной поддержки. Хотя блок-схемы позволяют весьма наглядно представить логику работы модуля, при их ручном кодировании на языке программирования возникает весьма специфический источник ошибок: отображение существенно двумерных структур, какими являются блок-схемы, на линейный текст, представляющий модуль, содержит опасность искажения логики работы модуля, тем более, что психологически довольно трудно сохранить высокий уровень внимания при повторном ее рассмотрении. Исключением может быть случай, когда для построения блок-схем используется графический редактор и они формализованы настолько, что по ним автоматически генерируется текст на языке программирования (как, например, это делается в Р-технологии ).

В качестве основного метода построения текста модуля современная технология программирования рекомендует пошаговую детализацию . Сущность этого метода заключается в разбиении процесса разработки текста модуля на ряд шагов. На первом

шаге описывается общая схема работы модуля в обозримой линейной текстовой форме (т. е. с использованием очень крупных понятий), причем это описание не является полностью формализованным и ориентировано на восприятие его человеком. На каждом следующем шаге производится уточнение и детализация одного из понятий (будем называть его уточняемым ), в каком либо описании, разработанном на одном из предыдущих шагов. В результате такого шага создается описание выбранного уточняемого понятия либо в терминах базового языка программирования (т. е. выбранного для представления модуля), либо в такой же форме, что и на первом шаге с использованием новых уточняемых понятий. Этот процесс завершается, когда все уточняемые понятия будут уточнения (т. е. в конечном счете будут выражены на базовом языке программирования). Последним шагом является получение текста модуля на базовом языке программирования путем замены всех вхождений уточняемых понятий заданными их описаниями и выражение всех вхождений конструкций структурного программирования средствами этого языка программирования.

Пошаговая детализация связана с использованием частично формализованного языка для представления указанных описаний, который получил название псевдокода . Этот язык позволяет использовать все конструкции структурного программирования, которые оформляются формализованно, вместе с неформальными фрагментами на естественном языке для представления обобщенных операторов и условий. В качестве обобщенных операторов и условий могут задаваться и соответствующие фрагменты на базовом языке программирования.

· начало модуля на базовом языке, т. е. первое предложение или заголовок (спецификацию) этого модуля ;

· раздел (совокупность) описаний на базовом языке, причем вместо описаний процедур и функций - только их внешнее оформление;

· неформальное обозначение последовательности операторов тела модуля как одного обобщенного оператора (см. ниже), а также неформальное обозначение тела каждого описания процедуры или функции как одного обобщенного оператора;

· последнее предложение (конец) модуля на базовом языке .

Внешнее оформление описания процедуры или функции представляется аналогично. Впрочем, если следовать Дейкстре , раздел описаний лучше также представить здесь неформальным обозначением, произведя его детализацию в виде отдельного описания.

Неформальное обозначение обобщенного оператора на псевдокоде производится на естественном языке произвольным предложением, раскрывающим в общих чертах его содержание. Единственным формальным требованием к оформлению такого обозначения является следующее: это предложение должно занимать целиком одно или несколько графических (печатных) строк и завершаться точкой (или каким-либо другим знаком, специально выделенным для этого).

Рис. 8.2. Основные конструкции структурного программирования на псевдокоде.

Для каждого неформального обобщенного оператора должно быть создано отдельное описание, выражающее логику его работы (детализирующее его содержание) с помощью композиции основных конструкций структурного программирования и других обобщенных операторов. В качестве заголовка такого описания должно быть неформальное обозначение детализируемого обобщенного оператора. Основные конструкции структурного программирования могут быть представлены в следующем виде (см. рис. 8.2). Здесь условие может быть либо явно задано на базовом языке программирования в качестве булевского выражения, либо неформально представлено на естественном языке некоторым фрагментом, раскрывающим в общих чертах смысл этого условия. В последнем случае должно быть создано отдельное описание, детализирующее это условие, с указанием в качестве заголовка обозначения этого условия (фрагмента на естественном языке).

Выход из повторения (цикла):

Выход из процедуры (функции):


Аннотация рабочей программы профессионального модуля

название профессионального модуля

1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование, входящей в укрупненную группу специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):


Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в в рамках подготовки специалистов по курсу «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» на основании основного общего образования. Опыт работы не требуется.


Рабочая программа составляется для очной, заочной, заочной с элементами дистанционных образовательных технологий формам обучения.

2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

В результате освоения обязательной части модуля обучающийся должен иметь практический опыт:

Разработки алгоритма поставленной задачи и реализаций его средствами автоматизированного проектирования;

Разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля;

Использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;

Проведения тестирования программного модуля по определенному сценарию.

В результате освоения обязательной части модуля обучающийся должен уметь:

Осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;

Создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;

Выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;

Оформлять документацию на программные средства;

Использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации.

В результате освоения обязательной части модуля обучающийся должен знать:

Основные этапы разработки программного обеспечения;

Основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;

Основные принципы отладки и тестирования программных продуктов;

Методы и средства разработки технической документации.

6. Разработка программного кода с использованием структурного программирования

7. Разработка программного кода с использованием пошаговой детализации

8. Разработка программного кода с использованием модульного программирования

9. Инициализация массивов

10. Реализация динамических структур с помощью массивов

11. Разработка программного кода с использованием структур

12. Разработка программного кода с использованием функций

13. Разработка программного кода с использованием разыменовывания указателей

14. Осуществление ввода-вывода

15. Осуществление файловых потоков

16. Осуществление строковых данных

17. Разработка статических классов

18. Разработка динамических классов

19. Разработка абстрактных классов

20. Разработка шаблонов классов

21. Выполнение отладки программного кода

22. Выполнение сортировки методом пузырька

23. Выполнение сортировки методом вставки

24. Выполнение сортировки методом Хоаре

25. Проведение тестирования программного кода принципом «белого ящика»

26. Проведение тестирования программного кода принципом «серого ящика»

27. Проведение тестирования программного кода принципом «черного ящика»

28. Осуществление оптимизации программного кода

29. Осуществление поисковой оптимизации программного кода

30. Составление технической документации

31. Составление алгоритмов работы с графикой

32. Инициализация графической системы

33. Работа с окнами и координатами

34. Работа с графическими примитивами

35. Создание анимационной картинки

36. Составление пользовательской документации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной практики УП.01

профессионального модулю ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем

по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

Составители:

Волков Владимир Александрович, преподаватель компьютерных дисциплин квалификационной категории «специалист высшей категории», ГПОУ «Донецкий промышленно-экономический колледж»

Программа согласована: Вовк Павел Андреевич, директор «Smart IT Service»

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

4. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ

1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 01

1.1 Место учебной практики УП.01

Программа учебной практики УП.01 профессионального модуля ПМ.01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» укрупнённой группы 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника», в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.

Выполнять тестирование программных модулей.

Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.

Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.

Программа учебной практики УП.01 профессионального модуля ПМ.01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников для специальностей 09.02.03 Программирование в компьютерных системах при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2 Цели и задачи учебной практики УП.01

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе учебной практики УП.01 должен:

иметь практический опыт:

    разработки алгоритма поставленной задачи и реализации его средствами автоматизированного проектирования;

    разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля;

    использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;

    проведения тестирования программного модуля по определенному сценарию;

уметь:

    осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;

    создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;

    выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;

    оформлять документацию на программные средства;

    использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации;

знать:

    основные этапы разработки программного обеспечения;

    основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;

    основные принципы отладки и тестирования программных продуктов;

методы и средства разработки технической документации.

1.3 Количество недель (часов ) на освоение программы учебной практики УП.01

Всего 1,5 недели, 54 часа.

2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ

Результатом учебной практики УП.01 профессионального модуля ПМ.01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» является освоение общих компетенций (ОК):

Наименование результата практики

-

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

-

квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

профессиональных компетенций (ПК):

Вид профессиональной деятельности

Наименование результатов практики

Освоение основного вида профессиональной деятельности

    использования ресурсов локальных и глобальных компьютерных сетей;

    управление файлами данных на локальных, съёмных запоминающих устройствах, а так же на дисках локальной компьютерной сети и в интернете;

    распечатка, тиражирование и копирование документов на принтере и др. оргтехнике.

    текущий контроль в форме отчета по каждой практической работе.

    экзамен квалификационный по модулю.

    грамотность и точность работы в прикладных программах: текстовых и графических редакторах, базах данных, редакторе презентаций;

    скорость поиска информации в содержимом баз данных.

    точность и грамотность настройки электронной почты, серверного и клиентского программного обеспечения:

    скорость поиска информации с помощью технологий и сервисов интернета;

    точность и грамотность ввода и передачи информации с помощью технологий и сервисов интернета.

    грамотность использования методов и средств защиты информации от несанкционированного доступа;

    правильность и точность резервного копирования и восстановления данных;

    грамотность и точность работы с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;

    ведение отчётной и технической документации.

3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП.01

3.1 Тематический план

Коды формируемых компетенций

Наименование профессионального модуля

Объем времени , отведенный на практику

(в неделях , часах )

Сроки проведения

ПК 1.1 - ПК 1.6

ПМ.01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»

1,5 недели,

54 часа

3.2 Содержание практики

Виды деятельности

Виды работ

Наименование учебных дисциплин , междисциплинарных курсов с указанием тем , обеспечивающих выполнение видов работ

Количество часов (недель )

«Освоение основного вида профессиональной деятельности»

Тема 1. Введение. Алгоритмы решения задач. Структура линейного алгоритма. Структура циклического алгоритма. Алгоритм подпрограммы (функции).

Сформированы знания по основам создания специальных объектов

Тема 2 . Среда Skratch (Скретч).

Сформированы знания по основам средств автоматизации процесса Сформированы знания по основам анимационных эффектов к объектам; использование гиперссылок и кнопок; настройка демонстрации; презентации, сохраненной в разных форматах.

МДК.01.01 «Системное программирование»

Тема 3 . Создание обучающей программы (урок с предмета).

Сформированы знания по основам анализа данных с использованием функций процессора

МДК.01.02 «Прикладное программирование»

Тема 4. Разработка игровой программы.

Сформированы знания по основам вычисление итоговых характеристик

МДК.01.01 «Системное программирование»

Тема 5. Язык графического программирования LabVIEW.

Сформированы знания по основам создания теста процессора.

МДК.01.02 «Прикладное программирование»

Тема 6. Создание приложения с использованием LabVIEW.

Сформированы знания основ диалога пользователя с системой

МДК.01.02 «Прикладное программирование»

Тема 7 Многократное использование фрагмента программы.

Сформированы знания по операторам и функциям системы.

МДК.01.02 «Прикладное программирование»

Тема 8 Практикум по LabVIEW. Охрана труда при работе с компьютером на рабочем месте пользователя.

Сформированы знания по вычислениям элементарных функций. Сформированы знания по Охране труда.

МДК.01.02 «Прикладное программирование».

ОП.18 «Охрана труда»

Тема 9 Выводы. Составление отчета по практике.

Сформированы умения анализа компьютерных технологий, решения задач Сформированы умения.

МДК.01.01 «Системное программирование»

МДК.01.02 «Прикладное программирование»

МДК.04.01 «Офисное программное обеспечение»

4 УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 01

4.1 Требования к документации , необходимой для проведения практики :

Рабочая программа учебной практики УП.01 профессионального модуля ПМ.01. «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» является частью программы подготовки специалистов среднего звена Государственным профессиональным образовательным учреждением «Донецкий промышленно-экономический колледж» в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», основана на учебном плане по специальности, рабочей программе по дисциплинам МДК.01.01 «Системное программирование», МДК01.02 «Прикладное программирование», методических рекомендациях по учебно-методическому обеспечению практики студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования.

4.2 Требования к учебно-методическому обеспечению практики :

перечень утвержденных заданий по видам работ, методических рекомендаций для студентов по выполнению работ, рекомендации по выполнению отчетов по практике.

4.3 Требования к материально-техническому обеспечению :

организация производственной практики требует наличия кабинетов и лаборатории.

Оборудование кабинета и рабочих мест:

    посадочные места по количеству студентов (стол, компьютер, стул);

    рабочее место преподавателя (стол, компьютер, стул);

    шкаф для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации;

    задания для индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельной работы и упражнений, студента на компьютере;

    справочной и методической литературы;

    набор системных, прикладных и обучающих программ для ПК на оптических и электронных носителях;

    журнал инструктажа студентов по охране труда;

    комплект учебно-наглядных пособий.

Технические средства обучения:

    аудиторная доска;

    персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

    принтер лазерный;

  • учебные ПК;

    комплект интерактивного оборудования (проектор, экран, колонки);

    средства пожаротушения (огнетушитель).

Оборудование кабинета и рабочих мест инструментальных средств разработки: персональные компьютеры (монитор, системный блок, клавиатура, мышь), комплект учебно-методической документации, программное обеспечение в соответствии с содержанием дисциплины (оболочки языков программирования).

Все компьютеры в классе объединены в локальную сеть, имеют доступ к сетевому хранилищу информации и имеют доступ в сеть Интернет.

Коммуникационное оборудование:

    сетевые адаптеры;

    сетевые кабели;

    беспроводное оборудование WiFi.

Компоненты для монтажа сетей, оборудование для монтажа.

4.4 Перечень учебных изданий , Интернет ресурсов , дополнительной литературы

Основные источники:

    Олифер В.Г. Сетевые операционные системы: учебник для вузов/ В.Г.Олифер, Н.А.Олифер. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2009,2008. - 668 с.:

    Э. Таненбаум. Операционные системы. Разработка и реализация. СПб.: Питер, 2006. - 568 с.

    Пупков К.А. Освоение операционной системы Unix / К.А.Пупков, А.С.Черников, Н.М.Якушева. - Москва: Радио и связь, 1994. - 112 с.

    Л. Бек Введение в системное программирование - М.: Мир, 1988.

    Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем / Москва: Бином, 2008. – 304 с.

    Липаев, В. В. Программная инженерия. Методологические основы [Текст]: Учеб. / В. В. Липаев; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: ТЕИС, 2006. - 608 с.

    Лаврищева Е. М., Петрухин В. А. Методы и средства инженерии программного обеспечения. - Учебник

    Иан Соммервилл. Инженерия программного обеспечения, 6-ое издание.: Пер. с англ. ―М. :Издательский дом "Вильямс", 2002.―624 с.

    Еxcel 2010: профессиональное программирование на VBA.: Пер. с англ. - М.: ООО “И.Д. Вильямс”, 2012. - 944 с. : ил. - Парал. тит. Англ

    Фаулер М. Рефакторинг: улучшение существующего кода.―Пер. С англ.―СПб: Символ-плюс, 2003.―432 с.

Дополнительные источники:

    Волков В.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению практических работ по дисциплине «Системное программирование», Донецк: ДОНПЭК, 2015.

    Волков В.А. Методические указания к выполнению курсового проекта, Донецк: ДОНПЭК, 2015.

Интернет- ресурсы:

    Системное программирование [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru.

    Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: http://www.intuit.ru

    Литература по дисциплине - http://www.internet-technologies.ru/books/

    Электронный учебник «Введение в программную инженерию» - http://www.intuit.ru/studies/professional_skill_improvements/1419/info

    Электронный учебник «Технология программирования» -http://bourabai.kz/alg/pro.htm

4.5 Требования к руководителям практики от образовательного учреждения и организации

Требования к руководителям практики от образовательного учреждения:

инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов и общепрофессиональных дисциплин. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.

Мастер производственного обучения: наличие 5–6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.

5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 01

Форма отчетности по учебной практике УП.01 – отчет по практике, оформленный согласно требованиям методических рекомендаций.

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели

результата подготовки

Формы и методы

контроля

ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент

Разработка алгоритма поставленной задачи и реализации его средствами автоматизированного проектирования

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике.

ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

Знать основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования.

Осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования.

ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств

Выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля.

ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.

Создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль.

ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля

Разработка кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля.

ПК 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций

Знать методы и средства разработки технической документации.

Оформлять документацию на программные средства.

Использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Проявление постоянного интереса к будущей профессии;

- обоснованность применения освоенных профессиональных компетенций;

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по производственной практике;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Обоснование постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач;

Проведение самоанализа и коррекции результатов собственной работы

Оценка на практических занятиях при выполнении работ;

Наблюдение в ходе практики;

Самоанализ

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Результативность принятия решений стандартных и нестандартных профессиональных задач за определенное время;

Результативность плана по оптимизации качества выполненных работ

Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе выполнения заданий

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Отбор и анализ необходимой информации для четкого и быстрого выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Экспертная оценка в ходе выполнения работ;

Самоконтроль в ходе постановки и решения проблем

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

умение пользоваться информационно-коммуникационных технологиями для решения профессиональных задач

оценка выполнения заданий

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Умение взаимодействовать с группой, преподавателями, мастером производственного обучения

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

- проведение самоанализа и коррекции результатов собственной работы и работы команды

Наблюдение за ходом работы в группе в процессе производственной практики

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Организация самостоятельной работы по формированию творческого и профессионального имиджа;

Организация работ по самообразованию и повышению

квалификации

Наблюдение и оценка в процессе производственной практики;

Рефлексивный анализ (алгоритм действий обучающегося);

Дневник по практике;

Анализ портфолио обучающегося

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

Анализ инноваций в области технологических процессов разработки и изготовления швейных изделий

Оценка решений ситуационных задач;

Деловые и организационно-обучающие игры;

Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе производственной практики