Гитарные эффекты: дисторшн, овердрайв, фузз. Подробно о звуковых эффектах: Дисторшн (искажения)


      Дата публикации: 01 сентября 1997 г.

Традиционно слово “искажение” имеет негативную окраску в кругах аудиофилов. Обычно стремятся иметь усилитель низкой частоты с очень маленькими нелинейными и частотными искажениями. Обычные требования к звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуре - нелинейные искажения меньше 0.01% и линейная (без выбросов и провалов, т.е. без искажений) частотная характеристика.

О т табличных синтезаторов звука обычно также требуется чистое неискажённое звучание. Однако при студийной обработке звука искажения всё же применяются в устройствах типа “Aural Exciter” производства фирмы Aphex. Но пожалуй единственная область музыкальной индустрии, где без искажений звука обойтись невозможно это электрогитара и всё что с ней связано. Поэтому в этой статье основное внимание будет уделено устройствам обработки сигналов электрогитары, использующим различным формам нелинейных и амплитудно-частотных искажений, но и принцип действия устройств подобных “Aural Exciter” также будет освещён. Понятие хорошего гитарного звука (“good guitar tone”) неразрывно связано с “правильными” нелинейными, частотными и другими искажениями, которым подвергается сигнал электрогитары гитары проходя через специальные гитарные предусилители, фуз(fuzz), овердрайв(overdriver), cустэйн (sustain), дистошн(distortion), гранж (grunge) фильтры, усилители мощности низкой частоты и “гитарные” (отнюдь не Hi-Fi) звуковые колонки. Причём, действительно хорошего гитарного звука обычно пытаются добиться используя в той или иной мере все эти компоненты, образующие все вместе как бы “устройство” или “цепочку” обработки (искажения) сигнала электрогитары. Многие фирмы предпринимают попытки реализовать алгоритмы искажений методами цифровой обработки сигналов (DSP) и объединить все искажающие элементы в единое (однокорпусное) устройство - гитарный процессор, добавляя в него также эффекты реверберации, хоруса, гармонайзера и компрессора, в той или иной мере изменяющие (искажающие) параметры входного сигнала. Одно из таких устройств вы можете видеть на Рис.1.

Рис.1. Типичный гитарный процессор.

Первым искажающим элементом через который обычно проходит сигнал электрогитары обычно является гитарный предусилитель (pre-amplifier). Это совсем не Hi-Fi предусилитель. Он не должен быть устройством с очень маленьким уровнем нелинейных искажений и не должен иметь абсолютно гладкую амплитудно-частотную характеристику от 20 Гц до 20 кГц. Обычно сразу после предусилителя используют блок регулировки тембра “bass/mid/treble” (исказитель частотной характеристики) и приходится повозится, подбирая положения ручек регуляторов. Гитаристы, как правило, отдают предпочтение ламповым (или хотя бы имитирующим лампы) гитарным предусилителям. Поэтому давайте для начала разберемся с амплитудно-частотными и нелинейными искажениями, вносимыми в сигнал ламповыми (и имитирующими их) предусилителями. Не будем сейчас концентрироваться на конкретных названиях усилителей дабы не отвлекаться от главной темы - “искажения”, а также потому, что характерные свойства разных ламповых (и имитирующими их) предусилительных устройств не сильно отличаются друг от друга. Однако, я думаю, что читатели легко догадаются о каком усилителе идет речь, посмотрев на Рис.2.

Рис.2. Ламповый усилитель.

Для начала включим ламповый усилитель и гитарный процессор в режим “clean tube” или “чистый ламповый звук” и подадим на вход синусоидальный сигнал (Рис.3.) частотой 440 Гц.

Рис.3. Тестовый синусоидальный сигнал.

На выходе этих устройств мы увидим очень похожие сигналы, примерно такие как показан на Рис.4.

Рис.4. Форма выходного сигнала в режиме “чистый ламповый звук”

Очевидно, что исходный синусоидальный сигнал подвергся значительным нелинейным искажениям. Их уровень составляет примерно 9..10%, что очень далеко от типичных значений (0.01% и менее) для обычных, негитарных усилителей. Характерна также сильная асимметрия выходного сигнала, необходимая для обогащения его спектра чётными гармониками. В случае отсутствия чётных гармоник звук приобретает неестественный синтезаторный, плоский, “бедный”, “примитивный” оттенок. Спектр синусоидального сигнала, искаженного ламповым (или имитирующим его) предусилителем показан на Рис.5.


Рис.5. Спектр синусоидального сигнала, искаженного ламповым (или имитирующим его) предусилителем.

Хорошо видно (Рис.5.), что спектр сигнала после гитарного предусилителя значительно обогащён как чётными так и не чётными гармониками. Амплитуды гармоник достаточно быстро спадают начиная с -18 дБ для второй гармоники и до -72 дБ для 18 гармоники. Амплитудно-частотная характеристика, типичная для гитарных предусилителей, показана на Рис.6.


Рис.6. Амплитудно-частотная характеристика, типичная для гитарных предусилителей в режиме “чистый ламповый звук”.

Таким образом типичные “правильные” или “ламповые” нелинейные искажения на стадии предварительного усиления сигнала должны генерировать как чётные так и нечётные гармоники исходного сигнала с достаточно быстрым спадом их амплитуд в зависимости от номера гармоник. А типичные искажения амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) вносимые на стадии предварительного усиления сигнала заключаются в небольшом подъёме усиления (+6 дБ) в диапазоне частот 3..8 кГц и резком спаде АЧХ начиная с 16..18 кГц до -46 дБ в районе 22 кГц.

Фуз (fuzz), сустэйн (sustain), овердрайв (overdriver) и дисторшн (distortion) очень популярные звуковые эффекты, базирующиеся на использовании нелинейных и амплитудно-частотных искажениях. Это довольно схемотехнически несложные устройства, которые может самостоятельно изготовить любой даже начинающий радиолюбитель. Построены все эти устройства примерно на одних принципах. На Рис.7 приведена схема очень популярного в своё время (десять лет назад) овердрайва, скаченная из Интернета.


Рис.7. Типичная схема овердрайва, фуза или дисторшна.

Устройства, использующие подобные электрические принципиальные схемы, под названиями или фуз, или овердрайв, или дисторшн выпускались да и всё ещё выпускаются многими фирмами. Несмотря на простоту принцип работы такого устройства достаточно интересен и поучителен. Рассмотрим его более подробно. Входной сигнал с разъёма IN поступает через конденсатор 0.01 mF на вход операционного усилителя. Этот конденсатор и резистор 1М образуют фильтр высоких частот с частотой среза 100 Гц, обеспечивающих “завал” коэффициент усиления устройства на частотах ниже 100 Гц. Такая фильтрация сигналов характерна и для многих ламповых усилителей. Далее сигнал усиливается операционным усилителем в 2--200 раз. Коэффициент усиления регулируется резистором 500 кОм. Очень интересная и важная деталь, во многом определяющая качество звука этого устройства - конденсатор 0.05 mF, резистор 4К7 и переменный резистор 500К образуют фильтр высоких частот с переменной частотой среза! При коэффициенте усиления 2 фильтр ослабляет частоты сигнала ниже 100 Гц, а при коэффициенте усиления 200 будут ослабляться частоты сигнала ниже 4 кГц, что эквивалентно значительному подъёму АЧХ в районе 4 кГц и выше. Далее усиленный сигнал поступает на ограничитель (нелинейный исказитель), выполненный на двух включенных встречно-параллельно диодах, совмещённый с фильтром низких частот с частотой среза 10 кГц (имитирующим “завал” высших частот в гитарных предусилителях). Как видите даже такое простое устройство производит довольно сложные АЧХ и нелинейные искажения. Типичный спектр гармоник на выходе фуза, дисторшна и овердрайва при подаче на вход синусоидального сигнала приведён на Рис.8. На графике хорошо заметно характерное для транзисторных устройств отсутствие чётных гармоник. На вход был подан синусоидальный сигнал частотой 440 Гц. Следовательно, пик второй гармоники на графике Рис.8 должен находится на частоте 880 Гц. Однако там практически ничего нет. Амплитуда второй гармоники находится на уровне -80 дБ. Чётные гармоники более высокого порядка также имеют очень маленькие амплитуды. Возможно этим и определяется некоторая “тусклость”, “транзисторность” звука стандартных фуз, дисторшн и овердрайв устройств. Медленный спад амплитуд нечётных гармоник видимо и добавляет в звук то, что обычно называют “песком” или высокочастотным треском.


Рис.8. Типичный график спектра гармоник на выходе фуза, дисторшн или овердрайва при подаче на вход синусоидального сигнала.

Таким образом общая логика работы исказителей сигнала типа фуз, дистошн, сустайн и овердрайв заключается в предварительном ослаблении самых низких частот (ниже 100..200 Гц) в спектре входного сигнала, в усилении сигнала в десятки (иногда в сотни) раз с одновременным искажением АЧХ в области средних частот (значительный “подъём” в области 3..6 кГц) и последующим двухсторонним симметричным ограничением сигнала и, наконец, окончательной отфильтровкой (ослаблением) высокочастотной части (выше 3..10 кГц) в спектре сигнала. На рис 9. показана типичная АЧХ устройства типа сустэйна. Аналогичная картина АЧХ наблюдается и для фуз, дисторшн и овердрайв.


Рис.9. Типичная АЧХ искажающих устройств типа фуз, дисторшн, овердрайв и сустайн.

Различия между искажающими устройствами сведены в таблицу 1.

Таблица 1.

Частота среза входного ФВЧ

Ограничитель

Частота среза выходного ФНЧ

фуз

нет

“жёсткий”

4..8 кГц

дисторшн

400 Гц..3 кГц

“средний”

3..6 кГц

овердрайв

100 Гц..800 Гц

“мягкий”

3..6 кГц

сустэйн

100 Гц

“средний”

0,8..1,5 кГц

В устройствах типа фуз часто отсутствует предварительный фильтр, ослабляющий низкие частоты. В них применяется жёсткий ограничитель типа включенных встречно-параллельно диодах в обратную отрицательную связь операционного усилителя. В дисторшне, как правило, используются предварительные фильтры высокой частоты (ФВЧ) подавляющие частоты в полосе от 0 Гц до 0.4 кГц..2 кГц (обычно это “дифференцирующая” RC-цепочка), средний по жёсткости ограничитель на диодах и выходной фильтр низких частот с частотой среза 3..6 кГц, обеспечивающий спад АЧХ на высоких частотах 12..24 дБ и более на октаву (фильтр бетрвота 2..6 порядка). Овердрайв, на мой взгляд, призван имитировать перегрузку лампового усилителя и поэтому имеет незначительное подавление низких частот, “мягкий” ограничитель и плавный спад усиления на высоких частотах. Сустэйн обычно имеет значительный коэффициент усиления, не очень “жёсткий” ограничитель и фильтра нижних часот, ослабляющий частоты выше 800..1500 Гц. Основное отличие исказителей в “фирменных” ламповых гитарных усилителях от большинства транзисторных устройств в том, что спектр сигналов на выходе ламповых усилителей содержит и чётные и нечётные гармоники. Может быть именно поэтому музыканты предпочитают звук ламповых гитарных “примочек”.

Тенденции развития искажающих устройств типа фуз, овердрайв, сустэйн и дисторшн заключаются в применении активных фильтров на операционных усилителях вместо RC (резистор-конденсатор) цепочек, имеющих более крутые скаты своих частотных характеристик и большее подавление нежелательных высокочастотных компонент (т.е., так называемого “песка”). Также большое внимание разработчики уделяют созданию более совершенных устройств ограничения и нелинейного искажения сигнала. Так на одном из серверов Интернет (www.geocities.com/SiliconValley/Pines/7899) недавно появилась интересная схема дисторшн (Рис 10). В отличии от традиционного встречно-параллельного включения двух диодов (Рис.7) в этом современном искажающем устройстве применяется сложная схема на операционном усилителе, дающая более насыщенный и плотный звук. Однако в этой схеме также будут подавляться чётные гармоники из-за её симметричности. По видимому для дальнейшего улучшения звучания исказителей следует проектировать схемы не подавляющие чётные гармоники.


Рис.10. Часть современной схемы дистошн от независимых разработчиков, скаченная из Интернет.

Теперь же, я хочу рассказать Вам о том, какими бывают гитарные эффекты. Что сегодняшний гитарист может сделать со звуком своей электрогитары, как он может показать слушателям не только свою технику игры, но и свой характер, и свое настроение, и свой чувства.

Да, все это может рассказать нам сама музыкальная композиция, будь-то песня или инструментальная зарисовка или соло импровизация. Но, не менее важно для слушателя, услышать звук инструмента, ведь мы не просто читаем ноты с листа, мы воспринимаем композицию ушами. Звук для музыканта не менее важен, чем техника его игры, говорю Вам, прежде всего, как слушатель. А как музыкант скажу, что можно сыграть нетленки группы Sepultura и в акустике, но мы не получим того впечатления, что даст нам оригинальное исполнение.

Итак, за годы развития электрогитарной индустрии, были созданы, пожалуй, все возможные гитарные эффекты. В настоящее время они только совершенствуются, видоизменяются и дополняется, чтобы соответствовать духу времени, а также, что не менее важно, запросам музыкантов.

Все гитарные эффекты по принципу воздействия на звук гитары можно условно разделить на 4 группы. Пройдемся по каждой из них.

Гейновые эффекты. Они самые суровые. Такие педали регулируют уровень громкости сигнала. К ним относятся Overdrive, Distortion, Fuzz. Первое мое знакомство с гейном состоялось в далеких девяностых, и познакомила нас легендарная педаль ЛЕЛЬ DD (Drive — Distortion).

Позже, я, конечно, понял — это был такой же дисторшн как я виолончелист, но тогда море шума произвело на меня неизгладимое впечатление.

Модулирующие эффекты. Эти педали помогают гитаристу преобразовывать звук его инструмента в нечто новое и необычное. К ним относятся Chorus, Flanger, Phase Shifter, Tremolo, Octaver, Reverberator и Delay. И, опять же, мое первое знакомство с этими эффектами произошло в темном подвале нашей репетиционной базы. А познакомила меня с дивными звуками педаль… Собственно, назвать ЭТО педалью, я не возьмусь. Гроза отечественного гитаростроения:

К сожалению, по молодости лет, этот девайс был мной утерян.

Динамические гейновые эффекты. К ним относятся компрессоры и гейты. Эти эффекты управляют уровнем сигнала, а именно, обрезают сигнал, который находится ниже заданного порога (громкости или частоты), К ним относятся: Noise Gate, Compressor, Volume Pedal. О существовании этих нужных и полезных приблуд, я узнал много позже. Еще позже я стал их использовать, в частности, сейчас в моем педалборде стоит компрессор MRX Super COMP. И теперь я ощущаю острую необходимость в установке шумодава.

Тоновые эффекты. Они воздействуют на высокие либо низкие частоты. Они представлены такими педалями: Equalizer, Wah-Wah. Если со вторым эффектом все предельно ясно, то первый, по началу, вызывал у меня много вопросов. И вопросы оставались до тех пор, пока я не приобрел BOSS GE-7 (Equalizer). Вам может надоесть Ваша дж-дж-дж педаль, Вам может наскучить космический дилей, и тогда Вам поможет обычный эквалайзер. Кроме всего прочего, он может кардинально поменять Ваш звук. Что для меня – человека, играющего на электрогитаре в свободное время, эквалайзер оказался незаменимым. Он дал возможность экспериментировать со звуком, и мне это нравится.

Теперь я кратно опишу Вам суть каждого из эффектов. Естественно, такое описание Вам не поможет определиться с выбором. Что касается музыки, при покупке гитары или педали к ней, совет может быть только один – слушайте все, что хотите приобрести лично. Не руководствуйтесь только лишь описаниями и непонятно как записанными видео-обзорами. Этого будет недостаточно. А теперь, погнали.

Overdrive

Этот, эффект, равно как Distortion с Fuzz, занимается искажением звука путем ограничения сигнала по амплитуде. При этом, Overdrive являются самым мягким из них, чем обеспечивается более натуральное звучание гитары.

Distortion

Этот эффект имеет сходство и с Overdrive, и с Fuzz, а его звук отличается большей резкостью.

Fuzz

Этот эффект можно услышать в рок музыке 60-х годов. Да что там, он и в наши дни пользуется популярностью среди музыкантов. Его отличает яркое звучание и характерное настоящее искажение сигнала.

И, небольшой совет по коммутации:

Как правило, педали Overdrive, Distortion и Fuzz в цепи эффектов устанавливают после компрессора. А вот для того чтобы откорректировать полученный сигнал, после педали Distortion можно включить в цепь и эквалайзер.

Copressor

Эффект работает по принципу уменьшения динамического диапазона звукового сигнала. Иными словами, с помощью компрессора можно свести к минимуму разницу меду самым тихим и самым громким сигналами. Идеальное место для компрессора — самое начало цепи эффектов. Тогда чистый сигнал с гитары подается непосредственно на него.

Chorus

С помощью этого эффекта можно добиться звучания одной гитары, как если бы их было две. Для этих целей, эффект добавляет к исходному звуку гитары еще одну его копию, но с небольшой задержкой (до 30 миллисекунд).

С помощью же эффекта Stereohorus, можно сделать из моносигнала гитары настоящее стерео, единственное, для этого придется использовать два гитарных усилителя (по одному на каждый канал). Вы же знаете, что электрогитара выдает только моно сигнал, верно?

Flanger

Этот эффект по принципу работы похож на Chorus, однако же отличается временем задержки копии сигнала (меньше, чем у Chorus) и наличием feedbacka.

Phaser

Или фазовое вибрато. Эффект, который смешивает исходный сигнал гитары с его копиями, сдвинутыми по фазе. На слух этот эффект отличается от Flanger. В цепи эффектов и Flanger, и Phaser, лучше всего устанавливать между Distortion и Delay (Reverberator).

Wah-Wah

Этот эффект представляет собой эквалайзер с переменной частотой. Эффект колебания звука достигается путем усиления одних частот и обрезке других. Для работы с этим эффектом, нужно в определенные промежутки времени, во время игры на гитаре, нажимать и отпускать педаль. Кроме того, существуют эффекты вау-вау без педали. Спектр частот у них изменяется автоматически с помощью соответствующих ручек настройки, Называется такой эффект auto-wah.

Octaver

Данный эффект основан на сдвиге входного сигнала на одну или несколько октав ниже или выше основного тона. Основной тон звучит вместе с повышеным (пониженным) тоном, таким образом, достигается эффект звучания нескольких инструментов одновременно.

Tremolo

Этот эффект представляет собой амплитудное вибрато. Технически — это электронный регулятор громкости, управляющийся генератором колебания инфранизкой частоты.

Reverberator

Этот эффект позволяет имитировать акустические характеристики помещения (регулируемые параметры), и получить объемное звучание. На сцене этот эффект используется крайне редко, и, я думаю, Вы понимаете почему.

Delay

Дилэй или эхо, эффект, имитирующий повторы исходного сигнала, которые затухают с каждым повторением. Таким образом, к исходному сигналу добавляется его копия (или несколько), задержанная по времени.

Эти эффекты (Rever, Delay) лучше всего ставить в самый конец цепи.

Equalizer

Эквалайзер — это многополосный регулятор тембра. С его помощью можно осуществлять одновременную регулировку нескольких частот. Эквалайзеры разделяются на графические и параметрические.

Графический эквалайзер состоит из определенного количества слайдеров (для гитары достаточно от 5 до 10), каждый из которых регулируют одну полосу частот. В процессе регулировки слайдеры образуют определенный графический рисунок. Отсюда и их название.

Параметрический эквалайзер, кроме регулировки частот вверх/вниз, может также выбирать центральную частоту и ширину полосы.

В цепи эффектов эквалайзер обычно ставится там, где требуется изменить характер звука, например, после педали Distortion.

Noise Gate

Этот эффект еще называют шумоподавитель порогового действия или проще — шумодав. Его назначение — не пропускать на звукоусиливающую аппаратуру посторонние звуки, возникающие в процессе игры на электрогитаре. Это может быть звук от случайно задетых струн, щелчок от переключения эффектов либо звукоснимателей, фон от источников питания либо от самих эффектов. Рекомендуется

Volume Pedal

Педаль громкости. Суть этого устройства заключается в регулировании громкости звука. С помощью нее можно регулировать звук после переключения различных эффектов (если их уровни громкости различаются), использовать эффект плавного затухания звука либо же выключать звук гитары быстро, например, когда появляется пауза в гитарной партии.


Дисторшн – это замечательно. Очень полезный эффект. Когда мне было 13 лет, у меня появился первый усилитель. Это был 10-ваттный басовый усилитель Epiphone. Басовый усилитель! Он выдавал сплошную кашу, и единственным его преимуществом была громкость. Не более того.

Но когда я впервые включил гитару в настоящий гитарный усилитель!… Вау!… У моей двоюродной сестры была розовая гитара Hello Kitty Squier Strat в комплекте с миниатюрным гитарным усилителем Squier. Мне было скучно, и я включил гитару в него. Ударил по струнам, и меня буквально отнесло на 10 футов силой звучания, сдобренного дисторшн. Это был отличный дисторшн!

Я целый час играл все фразы, которые только приходили мне на ум. Теперь-то они действительно звучали. из “Johnny B. Goode”, из “The House Is Rockin’”, из “Simple Man” – все это неожиданно обрело смысл. Все, что я делал до этого, можно было забыть. Наконец-то я понял, в чем дело.

К сожалению, это превратилось в зависимость.

Я дошел до того этапа, когда ручку гейна уже нельзя было выкрутить больше. Я не мог играть без искажения. Это был довольно печальный период моей жизни, о котором я не очень-то люблю вспоминать.

Но к счастью, однажды мне повстречался гитарист, прививший мне идею «вкуса», и я начал «слезать с иглы». Это было не так просто. Все, что я играл, казалось мне полным отстоем. Ни тон, ни грув не заводили. Мир рушился на глазах. Все казалось лишенным смысла. Но у меня был , который я позаимствовал у старшего брата друга, когда он решил бросить игру на тромбоне, и этот прибор стал моим первым помощником. Я занимался часами, днями, месяцами. Метроном давно уже сломался, но я не забываю о нем. Теперь его место занимает приложение на моем смартфоне. Приложение, которое я открываю очень часто.

Дисторшн – это, конечно, неплохо, но страшно то, что это превращается в своего рода эпидемию.

Если вам тоже доводилось переживать нечто подобное, знайте: вы не одиноки. Вы не жертва, а борец за жизнь. Давайте поговорим о тех случаях, когда дисторшн действительно приносит пользу, а параллельно и о тех, когда он только вредит.

Пауэр-аккорды

Пауэр-аккорды делают процесс игры на гитаре чем-то очень крутым . Вы включаете усилитель, играете две ноты, и все встает на свои места. Причины этого лежат в теории. между двумя нотами пауэр-аккорда называется квинтой. Это очень простой интервал в гармоническом плане. Когда вы добавляете звучанию дисторшн, это усложняет ноту гармонически. Поэтому объединяя гармонически простые ноты с гармонически сложным звучанием, вы буквально становитесь гитарным богом (Пример 1 ).

А вот музыкально сложные аккорды не всегда хорошо звучат с дисторшн. Джазовые и акустические гитаристы могут играть сногсшибательные аккордовые расширения, при этом каждая нота будет звучать кристально чисто. Здесь дисторшн только мешает.

Конечно, если вам вполне достаточно пауэр-аккордов, дисторшн – ваш хороший друг.

Пауэр-аккорды наоборот

Если вы зажмете две струны на одном и том же ладу, вы получите кварту. Это тоже пауэр-аккорд, но перевернутый с ног на голову (C–G это квинта, а G–C это кварта). А раз он состоит из тех же нот, что и стандартный пауэр-аккорд, то он подчиняется той же логике: простые ноты + сложное звучание = хорошо. Именно поэтому у меня так хорошо звучали фразы в духе Чака Берри (Chuck Berry) (Пример 2 ). Там часто встречается кварта, и в сочетании с овердрайвом получается просто идеально.

Выравнивание высоких нот

Дисторшн влияет не только на взаимодействие нот между собой, но и на длительность звучания отдельных нот. Конечно, вы должны стремиться к тому, чтобы уметь играть соло Pantera через Fender Twin на отметке 3 и не получать при этом мертвых нот, но ведь если нота не мертва, это еще не значит, что она жива! Когда вы играете высокие ноты на гитаре, вы часто слишком сильно атакуете струну медиатором, и гитара выдает ощущение меньшего сустейна. С сустейном-то все в порядке, но вы его просто не замечаете, потому что при каждом ударе по струне на вас обрушивается бомба.

Здесь дисторшн может помочь.

Дисторшн – это тот звук, который мы слышим, когда аудиоволна обрезается, что означает, что усилитель не может справиться с уровнем, поступающим в него, и обрезает верхи и низы волны, чтобы вывести сигнал. После процедуры срезания баланс медиаторной атаки и сустейна восстанавливается, а звучание выравнивается. Особенно это актуально для игры в высоких позициях на грифе.

Поэтому многие кантри-гитаристы используют . Это то же самое выравнивание, но без нежелательного (в их случае) эффекта искаженного тона (Пример 3 ).

Глушение струн

Когда усилитель и педали проводят звук через себя и возникает дисторшн, возникает эффект «освобождения». Это когда цепь освобождается от перегрузки. Слишком громкий сигнал понижается, а затем – когда уровень снижается до приемлемой точки – наступает фаза освобождения. Даже если поступающий от гитары сигнал становится тише, цепь сдерживает звук все меньше и меньше. В результате возникают странные призвуки, напоминающие работу насоса.

Возможно, это покажется вам сложным, но с этим эффектом можно легко экспериментировать, играя приемом (Пример 4 ).

Глуша струны ладонью, мы заставляем звук быстро затихать. Сигнал, проходящий через усилитель или педаль, представляет собой волну с большой амплитудой, за которой следует резко затихающее звучание ноты. Каждый раз, когда мы играем так, мы вызываем срезание волны, после чего идет тихий, но не полностью затухший звук, что и дает нам то самое чаг-чаг-чаг, так часто встречающееся во многих композициях.

Для этого нужен дисторшн. Без него медиаторные атаки не будут срезаться, и в итоге получится нечто очень странное. Думаю, вам больше нравится то, что дает дисторшн.

Искусственные флажолеты

Вам наверняка знаком тот пронзительный свист, который ваши любимые гитаристы время от времени высекают из струн? Один из способов получить это звучание – извлечь искусственный флажолет. По сути, это то же самое, что и флажолет на 12 ладу. Вы атакуете струну, а затем прикасаетесь к ней в том месте, где вибрация самая низкая. Разница лишь в том, что в случае искусственного флажолета вы делаете это одновременно: атакуете струну медиатором и прикасаетесь к ней большим пальцем, которым этот медиатор держите (Пример 5 ).

Здесь вам тоже понадобится дисторшн, потому что только так вы сможете получить более сложный в гармоническом плане тон, Я уже упоминал об этом в Примере 1, но думаю, тут стоит немного углубиться в детали. Каждая нота, которую вы играете, имеет серию обертонов, которые затихают с ростом высоты. Когда вы используете дисторшн, сигнал срезается, что ведет к выравниванию обертонов. Поэтому флажолет на седьмом ладу акустической гитары практически не слышен, а вот на электрогитаре он буквально кричит. Это дает вам больше возможностей по извлечению искусственных флажолетов.

Сыграйте ноту, расположив медиатор так, чтобы кончик большого пальца прикоснулся к струне сразу после атаки медиатором. В зависимости от ноты, которую вы играете, флажолеты располагаются на разных точках струны, поэтому поэкспериментируйте с местом атаки и выберите то, что вам нравится.

 

Если вы считаете себя зависимым от дисторшн, имейте в виду: все не так плохо! Вам никто не запрещает пользоваться этим замечательным эффектом, но постарайтесь делать это с умом. Ведь далеко не каждая композиция так уж нуждается в нем.


Дисторшн (что по-русски значит искажение) - это, наверно, самый распространенный эффект для электрогитары. Думаю, что не сильно ошибусь, если скажу, многих из вас именно звук дисторшена заставил взять у руки электрогитару. Дж-дж – это то, что дает настоящий роковый саунд.

На сегодняшний день, существуют тысячи различных моделей дисторшенов и овердрайвов от разных производителей. Как же не запутаться во всем этом многообразии форм, цветов и звуков? Именно в этом и должна помочь эта статья.

Большинство эффектов ведут себя предсказуемо, при переходе от эффекта одного производителя на такой же эффект от другого. Ну, например, вы можете взять практически любой цифровой дилей, выставить время задержки на 125 мс, уровень повторений (repeat) и обратной связи (feedback) на 50% и получить примерно одинаковый, ожидаемый звук. Ожидаемых результатов стоит ждать и от эквалайзеров. На самом деле, это неплохо, т.к. позволяет настроить «свой звук» на разном оборудовании.

Но вот с дисторшном все немного иначе. Дисторшн – это черный ящик в мире гитарных эффектов, они все уникальны, загадочны и не связаны стандартами и заранее определенными параметрами. Вы можете не знать, как будет называться ручка Тона (Tone), на конкретном устройстве, какие гармоники подчеркиваются и усиливаются ручкой с подписью Дисторшн (Distortion), или какой эффект дает ручка Уровень (Level) (работает ли она в зависимости от положения других регулировок или просто усиливает сигнал по уровню громкости). Зачастую даже описания и руководства пользователя не могут помочь, т.к. производители предпочитают не раскрывать тайну тог, что находится внутри их магических коробочек.

Таким образом, минус в том, что заранее нельзя сказать как звучит та или иная педаль дисторшена,без того, чтобы послушать ее лично. Тут не поможет чтение обзоров или изучение технических характеристик. Кое-какую помощь может оказать интернет, в лице youTube и иже с ним. Но все же, вам придется вытащить себя в музыкальный магазин и включить гитару в дист.

Плюс же в том, что это даст вам возможность походить по магазинам, пообщаться с народом, и послушать разные примочки.

Почему так названы?

Рис. 1 Ibanez DS7 Distortion и Boss Super Over Drive SD-1. Названия всех ручечк у педалей одинаковые. Звучание педалей отражено в их названиях

Если вы ищете теплый блюзовый овердрайв (overdrive), то сразу же можете исключить педали, в названии которых есть слово «metal». И наоборот, если вы ищете звук а-ля Slipknot, то не стоит ограничивать себя овердрайвами и прочими педалями, имеющими в названии blues и tube. Зачастую, тональные характеристики педали содержатся в ее названии, даже если названия ручек на педалях одинаковы, как на рисунке 1.

Так же, вносит сумятицу то, что некоторые компании называют ручки регулировки совершенно, на первый взгляд странным образом. Т.е. по названию ручки нельзя определить, что же она делает. Вот, например, Yerasov – 5000 V.


Рис. 2 На первый взгляд, совершенно непонятнее крутилки

С первого взгляда совершенно непонятно, что означают все эти ручки. Однако ж, сайт производителя нам сообщает, что VOLTAGE - это усиление, ISOLATION – это тембр, а CURRENT - громкость. Само собой, что экстравагантные названия ручек не гарантируют отличного звучания педали, т.е. такая педаль ничем не лучше, чем с обычными названиями.

Overdrive, Distortion и Fuzz

На самом деле, все эти слова используются, чтобы описать звучание искаженной электрогитары.

Термин Overdrive, что по-русски значит перегруз, обязан своим происхождением ламповой технике. Именно перегруз лампового оконечника на заре электрогитаризма дал нам тот звук, который мы сейчас знаем и любим. Овердрайв – это мягкий, теплый, певучий дисторшн, который приятно слушать. На сегодняшний день, практический все примочки, на которых написано Overdrive пытаются воспроизвести этот классический звук. Яркий представитель классического овердрайва – это Ibanez Tube Screamer (TS-808), его переиздания и клоны.


Рис. 3 Ibanez Tube Screamer

Далее идет Дисторшн. Это очень широкая категория – в нее входит все, что идет за «мягким ламповым драйвом» и до плотного и жесткого звучания а-ля System of a Down. В общем, практически весь метал, хард-кор, альтернатива и прочая маза-фака – это звук гитары с дисторшеном.

Фузз – это почти карикатура на эффект дисторшена, такой несколько гнусавый, много грязнее и многограннее. Фузз в основном используется для игры соло и лидирующих гитарных партий, т.к. при игре аккордами звук бывает слишком песочный и грязный. Фузз сделал знаменитым Джимми Хендрикс (Jimmi Hendrix), который играл на Dunlop Fuzz Face.


Рис. 4 Dunlop Fuzz Face

Вообще, многие называют фуззом практически любой эффект дисторшн, который жестче и грязнее теплой блюзовой пушистости. Думаю, что это немного неправильно, т.к. фузз, он, хоть и дисторшн, но несколько иной.

Ну, вот теперь, когда вы определились с тем, какой звук вам ближе и, что вы собрались играть (джаз, блюз, хард-кор, или жесткий метал), и примерно выбрали по названию кандидатов на прослушивание, настало самое время прослушать выбранные педали. Вы можете найти их у друзей или пройтись по музыкальным магазинам.

Как и во всяком серьезном деле, тут тоже нужен системный подход. Послушав в одном магазине ProCo The Rat с Les Paul, на котором стоят звукосниматели с высоким выходом, через Marshall нельзя ожидать, что эта же педаль будет звучать так же в другом через Stratocaster в усилитель Fender. Естественно, лучшим выходом будет слушать каждую педаль на своем оборудовании, но если это неосуществимо выбирайте наиболее похожий к своему набор оборудования.

Испытания

И вот, когда, наконец, выбор сделан, и нужная примочка лежит у вас под ногами, то первое, что нужно сделать, это подстроить уровень громкости (обычно это Level). Т.е. нужно добиться того, чтобы по громкости гитара с эффектом и без него звучала одинаково. Это нужно для того, чтобы исключить влияние психоакустики на восприятие. Человеческий слух устроен так, что громко звук кажется лучше. Вот этого эффекта мы и хотим избежать.


Рис. 5 Все ручки на 12 часов

Обычно этого можно добиться, если выставить все ручки на педали, как на рисунке 5 – на 12 часов. Послушайте, как ведет себя педаль, при нейтральных положениях ручек. Поиграйте что-нибудь, несколько раз включите/выключите эффект. Затем медленно уменьшайте уровень дисторшна (обычно это Gain) до минимума, а потом до максимума и слушайте, что педаль делает со звуком вашей гитары. Ничего больше, только ручку гейна, чтобы послушать насколько радикально педаль меняет звук. Поиграйте живые примеры: ритмические фигуры, соло, стаккатные пассажи, легато, послушайте сустейн. Теперь пришла пора ручки тона. Покрутите ее, послушайте, как тон работает совместно с гейном.

Вообще же, использование эквалайзера с дисторшеном – это важный элемент в выстраивании вашего звука. Обычно получается так, что чем более искажена гитара, тем больше высоких частот нужно добавлять. Это связано с тем, что чем более искажен сигнал, тем более он компрессирован, а компрессия поджимает высокие частоты. Так что же использовать? Эквалайзер в самой педали, эквалайзер в усилителе или комбике или, вообще, внешний эквалайзер? А если использовать внешний эквалайзер, что где он должен стоять, перед дисторшеном или после? На самом деле, ответы на эти вопросы не даст никто, кроме вас самих, т.к. это вопрос личных предпочтений. Так что, полагайтесь на свои уши, и да прибудет с вами Сила!

Расскажи друзьям!

Дисторшн - это эффект, при котором амплитуда сигнала ограничивается с двух сторон (рис. 1), но не только он может создавать этот эффект, овердрайвом также можно добиться искажений, включив усилитель на всю мощность. Искажение - ограничение амплитуды сигнала с двух сторон. Есть два вида ограничения: мягкое - овердрайв (рис. 2) и жесткое - дистошн (рис. 3). При мягком - уровень ограничения обратно пропорционален уровню входного сигнала. Это достигается включением встречно-параллельно диодов в цепь ООС (отрицательной обратной связи) операционного усилителя. При жестком ограничении уровень сигнала ограничивается внутри некоего диапазона. Это осуществляется включением на выход операционного усилителя диодов, включенных встречно-параллельно.

Я приведу схему устройства дистошн, в которой звук наиболее подходящий для “металлических” направлений. Он был испытан с разными типами гитар: “IBANEZ RG505”, “Honer Rock Wood”, “Fender Strutocastef, “Russ tone” и отечественными “Аэлита”, “Форманта” и показал неплохие результаты, но к последним, для создания хорошего эффекта, требовалось применять простой предусилитель. Схема этого устройства показана на рис. 4.

Сигнал с выхода электрогитары поступает через разделительный конденсатор С1 и резистор R1 на инвертирующий вход операционного усилителя. Резистор R5 создает обратную связь между выходом и входом DA1.

Рис. 1. Амплитуда сигнала

Рис. 2. Схема овердрайв

Рис. 3. Схема дистошн

Рис. 4. Схема предусилителя

Рис. 5. Схема предусилителя

К нему подключена цепь R6, С5, R7. С помощью резистора R7 регулируется дистошн. При плохой регулировке или отказе работы устройства, нужно поменять местами элементы R6 и С5. Далее усиленный сигнал ограничивается двумя диодами и поступает на выход.

Для нормальной работы устройства нужно подобрать резисторы R1 и R8, а также диоды по вольт-амперным характеристикам. Если дистошн имеет слабо выраженный эффект, можно воспользоваться предусилителем, изображенным на рис. 5. В устройстве желательно применить малошумящий операционный усилитель. Кроме перечисленных подходят еще К553УД2, К153УД1.. .К153УДЭ и т.д. В предусилителе стоит транзистор типа КТ3102, КТ315 (с любым буквенным индексом). Устройство собрано на печатной плате из одностороннего фольгированного текстолита размером 50x30 мм.